«Здоровья, счастья, оптимизма, а трудности — переживем!». Типовые поздравления первых лиц, итоги года, новое в законодательстве, хроника пандемии и другие текущие события. Так выглядит новогодняя новостная повестка современных СМИ. Журналисты ТВ2 решили полистать издания вековой давности, чтобы сравнить, о чем писали, как поздравляли и что рекламировали своим читателям томские издания. И нашли много любопытного.

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Выкупить
из ломбарда рояли

«Сибирским обывателям: Хоть на час освободиться от опасности быть обворованным или ограбленным;

Томскому университету: К юридическому факультету прибавить физико-математический;

Сибирским думам: Помнить, как жили деды и отцы, похвально, но думать о лучшем житье-бытье тоже не бесчестно;

Учащимся: Поменьше латинских и греческих огорчений;

Городу Томску: Кроме мостовых, водопровода, трамвая и прочее и прочее, деятельного вольного пожарного общества…»

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Через год, 1 января 1899 года авторы «Сибирской жизни», порассуждав о том, что такое счастье («для одних оно будто бы на дне рюмки водки, а для других – совершенно в противоположном месте…»), составили следующий список пожеланий своим читателям и не только:

«Матушке России: Стать грамотной;

Заправителям города: Помнить, что добрыми намерениями вымощен ад, несмотря на это, однако, пребывание там не представляет, кажется, ни удобств, ни больших приятностей;

Обывателям: Во-первых, самосознания, во-вторых, самосознания и в третьих, опять-таки самосознания;

Некоторым из Гласных думы: Приобрести будильники, а также записные книжки, в которых можно было бы записывать свое «красноречие» на думских заседаниях, дабы увеселять затем себя и своих присных в часы досуга;

Профессорам: Побольше связи с обществом и большего участия в общественной жизни;

Студентам: Быть сытыми круглый год;

Дамам: Хоть чуточку уменьшить рабское отношение к моде.

Некоторым педагогам: До шести часов утра в учебное время в карты не играть. Если же удержаться от этого не удается, то, по крайней мере, за утомление и проигрыши учащихся виновными не считать и издевательств над ними не чинить;

Многим педагогам: В классах не дремать и не зевать, и стыдиться задавания «от энтих и до энтих»;

Членам общественного собрания: Учредить рулетку по образцу существующей в Монако;

Дирекции музыкальных классов: Выкупить из ломбарда рояли…»

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

В первый день ХХ века — 1 января 1901 года — «Сибирская жизнь» обращалась с пожеланиями не только к томичам, но и к жителям других городов. И по этим обращениям тогда легко можно было восстановить хронику сибирской жизни за год:

«Сибири: Урожая и земства;

Воспитателям: Предварительной выучки;

Им же: Помнить, что одной солдатской муштровкой не достигали цели прежде, а теперь не достигнуть и подавно;

Учебным заведениям: Умножиться числом, расползаться по земле, расти выше облака стоячего, чтобы отказы алчущим и жаждущим стали мало понятной исторической былью;

Воспитанию: Забыть в отношениях между воспитателем и воспитываемым о кнуте и кулаке в прямом и переносном смысле и помнить, что уважение и любовь крепче кнута и действеннее кулака;

Комитету по постройке томского общественного собрания: Уничтожить ревизионную комиссию, которая смогла страшным образом оскорбить комитет, потребовав у него кое-каких разъяснений в значении «неопровержимых документов: «такой-то получил 17 тысяч рублей, такой-то — 10 тысяч и прочее в этом роде»;

Томской городской управе: Возбудить вопрос о выписке заочных лекций профессора мнемоники Фанштейна в целях восстановления управской памяти;

Тюмень: Полиции отыскать украденные колокола («К статистике тюменских дерзких краж прибавилась еще одна, из ряда выходящая: в ночь на 26 июня с колокольни кладбищенской церкви снято и увезено 4 колокола…» — «СЖ» №146, 1900);

Иркутск: Членам различных обществ — мира и благоволения. Управе — ежедневно, на сон грядущий, читать законы;

Красноярск: Обывателям — общественной безопасности. Управе — серьезно подумать над вопросом: для чего существуют учреждения, названные управами?;

Тобольск: Думе — в хороших делах не ограничиваться только платоническим сочувствием;

Владивосток: Полиции познакомиться со статьей закона о «безгрешных доходах»;

Благовещенску: Никогда не забывать сказки Щедрина, как мужик необходим для прокормления генералов…»

«Наше
наследство»

В этом же, первом выпуске 1901 года, «Сибирская жизнь» задается вопросом — чего ждать от ХХ века. Свои рассуждения в материале «Наше наследство» приводит редактор Михаил Бейлин:

«Что же мы получили в наследство от прошлого века — нервного века людей, жадно живших и не слишком долго живших? Чем добрым помянем его, этот век головокружительной экономической скачки, жадной конкуренции, хозяйственной эксплуатации, кризисов, дутых предприятий, фальсификации и биржевого ажиотажа?..

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Томский рынок

Фото: из фондов ТОКМ

…Добро есть. Несмотря на жестокость экономической борьбы — трудящийся люд стал защищать свои интересы и много добился в законодательной охраны своей жизни, свободы, своего труда. Государство начинает страховать его от несчастья, от голода, болезни, от случайной безработицы. Оно обеспечивает ему досуг и развлечения. Под шум страстной политической борьбы, охватившей весь мир, медленно, но прочно массы трудящихся отвоевывают себе более или менее нормальные условия существования…

Россия, как молодая в культурно-промышленном отношении страна — меньше других культурных государств достигла в этом отношении. Лишь недавно и лишь немногое (11 с половиной часовой рабочий день, фабричная инспекция и прочее) сделано у нас для неуклонно растущего промышленно-рабочего класса…

…Конечно, пассив наш велик, пожалуй, больше актива. И думается нам, что наша задолженность культуры уменьшится лишь, когда осуществляется пожелания русскому народу: всеобщей грамотности — избавления от неурожая — избавления от розг!».

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Алексеевское реальное училище

Фото: из фондов ТОКМ

Вера,
царь и отечество

В тот же день, 1 января 1901 года, «Томские епархиальные ведомости» публикуют «благожелания» ХХ веку от томского епископа Макария. Епископ замечает, что в начале нового столетия христиане желают друг другу добра и счастья. Которые, однако, все понимают по-своему:

«Наиболее выдающимися можно назвать два желания: одно — чтобы настал на земле между всеми народами мир; а другое — … желание войти в сношение с предполагаемыми обитателями одной из соседних с землей планет».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Роман Романов: У нас в стране есть достойные люди, которые могли бы стать президентом не хуже Путина

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Епископ Макарий

Сам же Макарий хотел бы, чтобы люди вернулись к «весне христианства» — к первым векам его, когда христиане были «светочем для языческого мира». Но, если для ХХ века это невозможно, пишет Макарий, то он желал бы русскому обществу возвращения просто к временам благочестия:

«…Когда не знали иного просвещения, кроме христианского, когда в основе народной жизни для всех сословий лежали три святыни: вера, царь и отечество; когда все ежедневно приходили в церковь — мужчины, женщины и малые дети…».

Спустя несколько лет, во время революции 1905-1907 годов, Макарий оказывал содействие монархистам и был почетным председателем томского отдела черносотенного Союза русского народа.

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

"Черносотенный погром в Томске", художник Владимир Вучичевич-Сибирский, 1906 год

«Устраняет
все последствия излишеств»

Официальное издание «Томские губернские ведомости» в 1901 году выходило раз в неделю по четвергам. Поэтому первый номер ХХ века датирован 4 января. В нем — никаких поздравлений. Ни в «официальной» части, ни в «неофициальной». Только приказы, постановления, извещения, которые нужно было довести до людей в обязательном порядке.

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Например, о торговле — разносной и с возов в Барнауле. Торговать дозволялось лицам обоего пола. Желающие поработать разносчиками-коробейниками должны были испросить письменного разрешения у властей и, при положительном решении вопроса, приобрести специальный знак, который крепился на верхнюю одежду. Сезонные торговцы — вениками, грибами, углем — могли работать без значков. Всем предписывалось держать «в чистоте свое платье и товар», и подчиняться издаваемым управой правилам, «гарантирующим уличный порядок и свободное движение».

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Легкий флер праздника при желании можно было уловить лишь в разделе «Объявления» — губернское СМИ сдавало «подвал» под рекламу. Столичные производители продвигали то, что в теории можно было использовать в качестве подарка — «Цветочный О-де-колон Всех запахов» (БрокарЪ и Ко), краску для волос «Прима-Индиана» («быстро, прочно и натурально окрашивает волосы в черный, темно-русый и русый цвет»), борно-тимоловое мыло провизора Юргенса («против загара, веснушек, прыщей, желтых пятен, излишней потливости… с разрешения Московского медицинского начальства»).

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

В конце 1901-го «Томские губернские ведомости» (№49) опубликовали регламент, делающий посещение заведений трактирного промысла если не приятнее, то безопаснее. Обязательное постановление Томского губернатора князя Вяземского запрещало размещать питейные заведения в подвалах, предписывало устраивать вход в них исключительно с улицы и непременно при свете фонаря (а лучше нескольких), а также регулировало метраж и обстановку помещений.

«Каждое заведение должно иметь в достаточном количестве столовую и чайную посуду, а также столовые приборы, которые должны быть из материалов безвредных. Заведения с отдачей покоев в наем должны быть снабжены кроме того и постельным бельем в достаточном для постояльцев количестве… Примечание: При продаже спирта, вина и водочных изделий для распития на месте в запечатанной посуде и по казенной цене, посуда с этими напитками должна быть вскрываема на глазах посетителей (покупателей) и не должна быть подаваема в раскупоренном виде без печатей и надлежащего этикета».

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

В неофициальной части этого выпуска губернского СМИ — реклама товаров, которые наверняка могли пользоваться спросом в период рождественских и новогодних праздников. К примеру, «Пепсиновая эссенция Шеринга» по рецепту тайного советника профессора Д-ра Либрейха:

«Устраняет все последствия излишеств в употреблении пищи и напитков… В особенности рекомендуется женщинам и девицам, страдающим слабостью желудка на нервной почве, происходящей от малокровия и истерии».

Или горькая вода из источника «Гуняди яносЪ»: «Преимущества — мягкий не противный вкус, малая доза. Предписывается врачебными авторитетами в тех случаях, когда требуется употребление легкого, но верного слабительного».

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

«Праздничных
визитов не делаю»

Коммерческая информация иной раз могла рассказать о томской жизни едва ли не больше, чем новости. Так, в рождественском выпуске «Сибирской жизни» от 25 декабря 1904 года, на первой полосе — множество объявлений. О часах приема извещали сразу несколько докторов:

«Врач Быховский. Мочеполовые (венерические), внутренние и детские болезни. Магистратская, собственный дом №37. Телефон №135. Прием от 8 до 10 и от 5 до 7 ч. ежедневно».

Томское добровольное пожарное общество анонсировало, что на второй день рождества, 26 декабря, на катке в саду Дистлера (бывший сад Горохова, разорившегося миллионера-золотопромышленника, в районе улицы Татарской) состоится большое гулянье с музыкой:

«Каток будет иллюминован плошками, фонариками с бенгальскими огнями. Во время гулянья танцы на льду и катание с факелами. Плата за вход 15 и 20 к.».

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

А вот два объявления имели странное на сегодняшний день содержание: «Алексей Петрович Лапшин праздничных визитов НЕ ДЕЛАЕТ» и «Во избежание недоразумений заявляю, что так называемых праздничных визитов не делаю. Иван Пальмов».

Возможно, речь шла об отживающей свое традиции визитов вежливости. Этикет 19 века обязывал наносить их по любому поводу — Рождество, Новый год, Пасха, свадьба, похороны, званый ужин, отъезд в путешествие или возвращение из поездки. Традиция отнимала много времени и сил и у визитеров, и у тех, кто обязан был их принимать. В 1887 году в журнале «Осколки» вышел сатирический рассказ Антона Чехова «Новогодняя пытка»:

«- А, чёрррт подери! — бормочете вы сквозь зубы. — Нет покоя ни в будни, ни в праздники! На старости лет мычешься, как ссобака! Почтальоны живут покойнее!

Возле вас стоит ваша, с позволения сказать, подруга жизни, Верочка, и егозит:

— Ишь что выдумал: визитов не делать! Я согласна, визиты — глупость, предрассудок, их не следует делать, но если ты осмелишься остаться дома, то, клянусь, я уйду, уйду… навеки уйду! Я умру! Один у нас дядя, и ты… ты не можешь, тебе лень поздравить его с Новым годом? Кузина Леночка так нас любит, и ты, бесстыдник, не хочешь оказать ей честь? Федор Николаич дал тебе денег взаймы, брат Петя так любит всю нашу семью, Иван Андреич нашел тебе место, а ты!.. ты не чувствуешь! Боже, какая я несчастная. Нет, нет, ты решительно глуп! Тебе нужно жену не такую кроткую, как я, а ведьму, чтоб она тебя грызла каждую минуту! Да-а! Бес-со-вест-ный человек! Ненавижу! Презираю! Сию же минуту уезжай! Вот тебе списочек… У всех побывай, кто здесь записан! Если пропустишь хоть одного, то не смей ворочаться домой!».

Возможно, автором первого объявления про визиты был заведующий городской ветеринарной станцией А.П.Лапшин. Когда-то ветврач был сослан в Томскую губернию «с лишением всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ». Потом, судя по всему, в правах восстановился. И в 1900-м его разрешили определить на службу. Автор второго анонса, скорее всего — И.Ф.Пальмов, один из членов-учредителей общества содействия устройству бесплатных библиотек-читален. В общем, прогрессивные люди.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Лучше написать письмо политзэку, чем вздыхать в Фейсбуке

Красный
Новый год

Совсем скоро в новом веке наступила новая эра. Старые праздники наполнились другими смыслами, и пожелания были уже не те.

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Фото: из фондов ТОКМ

1 января 1920 года газета «Сибирский коммунист» отмечала Красный Новый год:

«Ровно год тому назад сибирский пролетариат и трудовое крестьянство, поверженные в прах, разбитые и обессиленные лежали у ног победоносной буржуазии и ликующей белогвардейской своры… Но рабоче-крестьянская Россия сумела доказать, что в ее глубинах таятся громадные силы и неизбывная мощь. Она прорвала железное кольцо реакции, и теперь геройские полки Красной армии, в своем неудержимом, стремительной наступлении, добивают последние остатки контрреволюции. Коммунистическая Революция спасена, Советская Россия наступает… Воистину, Красный Новый Год!».

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

А еще через год — 1 января 1921 года в «Знамени революции» («Сибирский коммунист» сменил название) была напечатана «Новогодняя сказка». Приводим ее полностью.

«Новогодняя сказка»

Ровно в 12 часов ночи к владениям Старого Года подъехал громадный обоз со всевозможными товарами.

С переднего воза молодцевато соскочил весь закуржавевший от мороза молодой, коренастый бравый парень и, весело переглянувшись на ходу с приветливо и ласково улыбающимся ему из окна огоньком, быстро направился к подъезду.

Но там неожиданно осадил его часовой с винтовкой:

— Стой! Куда прешь?

— Да это я. Свой. Неужели не узнал?

— Много вас тут шляется. Никого не велено пущать.

— Да я…

— Уходи, тебе говорят.

— Да понимаешь ли…

— Знать ничего не знаю. Уходи и — баста.

— Да я по очень важному и срочному делу. Я — Новый Год!

— А почем я знаю? Ведь у тебя на лбу не написано.

— Ну, я тебе говорю..

— О, а пропуск есть?

— Пропуск? Нет, нету.

— Ага! Я так и знал

— Что знал?

— Что ты стрикулист какой-нибудь. Проваливай, а то…

Поднялась возня.

На шум вышел благообразный, серьезный старик:

— Что у вас тут такое? Кто здесь?

— Да вот, товарищ Старый Год, привязался ко мне какой-то субъект, называет себя Новым Годом, прет прямо на рожон, прямо удержу нет.

Старик сощурил свои добрые проницательные глаза, внимательно осмотрел дерзкого гостя и, узнав его, радостно осклабился:

— А, это ты! Новый Год! Добро пожаловать, мил друг!

Обнялись и облобызались. Изумленный часовой почтительно вытянулся и взял «на караул».

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Обменявшись приветствиями и поделившись последними новостями, Новый Год повел дедушку показывать привезенное добро. И чего, чего только тут не было. И хлеб, и железо, и мануфактура, и машины. Прямо, что ни воз, то клад, что ни вещь, то богатство.

Старик только ахал и покрякивал от удовольствия.

— Ну и сынок. Ну и молодец. Теперь мы первые жители с тобой будем, — весь народ ублаготворим…

— Это еще что! — с задором подхватил, польщенный похвалами дедушки, Новый Год. — Вот я тебе покажу штуки, дак штуки. Пойдем-ка сюда! — И потащил его к задним возам: вот видишь?

— Ну?

— Ты думаешь, это простые вилы?

— Простые.

— Ан. Нет, вот гляди.

Он нажал какую-то кнопку, и из вил моментально получилась винтовка.

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

Фото: из фондов ТОКМ

Дедушка поморщился, но ничего не сказал.

— Иль вот это, — воодушевляясь, и не замечая неудовольствия дедушки, без умолку тараторил словоохотливый и сметливый юноша.

— Вот это веялка, а вот теперь гляди… Он нажал опять какую-то пружину, и из веялки тотчас же образовался пулемет. А вот это плуг, а вот так поверни – пушка. А вот это…

— Ну, уж это ты зря! — горестно прервал его дедушка: — К чему все это? Неужели опять думаешь воевать? Разве мало пролитых слез и крови? Пора бы, кажется, и за мирный труд взяться…

— Ах, милый дедушка! Ведь это на всякий случай. Надо все время быть начеку. Ко всему быть готовым и только тогда мы будем сильны.

— Так ты, значит, тово…про запас это, на всякий случай говоришь? — сразу повеселел дедушка.

— А ты думал как.

— Ну и башка ты у меня. Уж я ли был не хитер да не умен, и ты еще дальше меня пошел. Ну, теперь я виду, что не зря я старался. Дело в надежных руках.

«Выкупить рояли из ломбарда». Читаем новогодние томские газеты начала ХХ века

ул. Магистратская, художник П. М. Кошаров

Они вернулись обратно в дом. Новый Год не отдыхая, пошел заниматься делами, а Старый Год стал собираться в путь-дорогу. Собрал в узелок свои монатки, взял посошок, осмотрел в последний раз свои владения и, грустный, пошел прощаться.

— Ты куда это? — изумился юноша.

— Уходить мне надо, — печально вымолвил дедушка.

— Почему?

— Уж так дело заведено…

— Пустяки. Я тебя не отпущу. Для общей пользы ты должен остаться.

— Не могу. Устал. Отдохнуть надо, — продолжал он упорствовать. — Ты молодой, сильный. Закончишь дело, которое делал я. Ты завоюешь победу новому счастливому строю. Ты уничтожишь последних насильников над трудовым человечеством.

— Я ухожу. Прощай.

И они в знак дружбы крепко пожали друг другу руки.

Газеты читали Лариса Муравьева и Лидия Симакова

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Про Петра Макушина: «Как заработать миллион на грамотных»

Про Евграфа Королева и его театр: «Как выгодно жениться и заработать миллион на процентах и градусах»

Про антирождественскую кампанию в СССР: «История забытых игрушек»​

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь